Людмилу Константиновну Крупскую я знаю давно. Когда-то я у неё училась в 1-ой школе. Она ведь учитель химии. Правда, недолго она учила наш класс, всего один год, но запомнила я её на всю жизнь. Но тогда я о ней ничего не знала. Вернее так, я знала Людмилу Константиновну как учителя, который объясняет сложные вещи понятно и интересно, как доброго и улыбчивого человека. Но на этом мои знания о ней заканчивались.
А через многие годы я узнала, что Людмила Константиновна человек нелёгкой и интересной судьбы.
И сейчас, когда я сама работаю с детьми, то приглашаю её на свои занятия детского объединения «Мир вокруг нас». Вот такая встреча состоялась 16 февраля в школе № 8 с учениками 4б класса.
Людмила Константиновна рассказывала ребятам о том, что она ребёнок блокадного Ленинграда. Так как она в то время была очень мала, то своих воспоминаний у неё немного, но ей рассказывали родители, как всё происходило. Её семья была эвакуирована из Ленинграда по дороге жизни, которая была проложена по льду Ладожского озера.
Не сразу она попала в Асбест, сначала были другие города, другие населённые пункты. Но в конце концов Людмила Константиновна стала жить в Асбесте, закончила школу №2, затем поступила в институт. Не сразу она стала работать в школе, но видимо так было написано судьбой, что жизненная дорога привела её в школу №1, где она стала заниматься краеведением. Затем школа №22, где главной темой её краеведческой деятельности стала работа по сбору материалов о блокадниках, проживающих в нашем городе.
Результатом этой работы стал сборник воспоминаний асбестовцев о блокаде и защите Ленинграда «Помним и чтим», а так же она автор книги «Азбука блокады Ленинграда от «А» до «Я».
До сих пор этот неугомонный человек по первому зову ходит в школы к детям, так как считает: пока есть силы, пока ходят ноги, она, как очевидец тех событий, должна встречаться с детьми и рассказывать, рассказывать и ещё раз рассказывать о тех уже далёких днях истории нашей страны.
Учащиеся слушают её затаив дыхание. А потом вопросы, а потом дети начинают говорить сами о своих прабабушках и прадедушках и что они знают о войне от своих родственников. И это главное. Дети не остались равнодушными, а может быть, кто-нибудь их них успеет записать воспоминания прабабушек и прадедушек пока они живы. И память будет жить, а мы не будем «Иванами непомнящими родства».
И.Е.Угожаева, педагог дополнительного образования |