28 февраля в рамках сетевого сотрудничества педагоги центра детского творчества проводили открытые занятия по профориентации для учащихся школы № 30. Всего на занятиях по профориентации присутствовало 76 учащихся четвёртых классов.
Ребята познакомились с профессиями типа «Человек – природа» - метеоролог, почвовед, «Человек – техника, знаковая система» - топограф.
По утрам собираясь в школу, на работу, мы подходим к окну, чтобы посмотреть какая погода за на улице. И соответственно этой погоде выбираем одежду и обувь, чтобы не замёрзнуть или не промочить ноги или наоборот, чтобы нам не было жарко. Но это визуально, на глазок мы определяем какая погода нас ожидает за окном. А иногда мы слушаем прогноз погоды по радио или обращаемся за информацией о предстоящей погоде в интернет. А вот этот прогноз погоды уже составляют метеорологи. Метеорологи – это люди, которые занимаются наблюдением за атмосферными элементами: атмосферным давлением, температурой воздуха, влажностью воздуха, ветром видимостью, облачностью, атмосферными осадками. Эти знания нам очень помогают в повседневной жизни, поэтому профессия метеоролог нужная и уважаемая.
Вот такая же нужная профессия, но очень незаметная профессия – почвовед. Мы крайне редко о ней слышим и говорим. А зря.
Почвовед — само название говорит за себя. Иными словами, объясняя, кто это, можно сказать — ведающий почвой. Определение данной профессии звучит следующим образом – это специалист, который занимается изучением верхнего слоя земли. А зачем нам знать, что такое почва, состав почвы, свойства почвы? Да затем, что от состава и свойств почвы зависит количество, выращиваемых овощей и фруктов, их качество. А ведь это очень важно, так как количество населения на земном шаре увеличивается, а количество земли для выращивания полезных растений остаётся прежним. И если почвоведы не будут изучать почву, то урожаи могут сократиться, а люди начнут голодать.
А топограф нам зачем?
Топограф – это специалист по описанию местности специальными условными знаками с применением методов, инструментов и приборов для измерений земной поверхности с целью ее графического отображения в бумажном и электронном виде.
Карты, которые составляют топографы, всегда были необходимы государствам – для ведения войн, для исчисления собственных земельных богатств. Знание особенностей местности и их использование в битвах всегда было одной из основ военного искусства. Хорошая карта была основой победы в войне, успеха в поиске сокровищ, поиска пути и спасения жизни путешествующих на суше и на море.
Вот всё это и многое другое узнали ребята на занятиях по профориентации.
Ну конечно самое интересное было, когда школьники выполняли практические работы.
На занятии о метеорологах, ребята подошли к окну и провели наблюдения за облачностью, осадками, видимостью, отмечая изменения погоды. Дети познакомились с народными приметами, которые говорят о плохой и хорошей погоде. Например:
- куры и воробьи купаются в пыли;
- земляные черви выползают на поверхность;
- цветы и травы пахнут сильнее;
- муравьи проявляют высокую активность;
- комары и мошки летают роем (столбиком);
- все одуванчики раскрыты.
На основании своего жизненного опыта они должны были определить и указать в тесте к какой погоде относятся те или иные народные приметы.
А на занятии о почвоведах обучающиеся провели лабораторную работу по определению кислотности почвы с помощью тестов – индикаторов. Для этого они в ёмкость с сухой землёй добавляли воду, а через некоторое время, когда земля достаточно намокала, опускали в емкость тест – индикатор и прижимали его к земле. Через 2 минуты проверяли как изменился цвет индикатора и по его цвету определяли уровень кислотности почвы. И анализируя полученные данные, делали выводы, что нужно предпринять для улучшения почвы и для каких растений она больше всего подходит.
При изучении профессии топографа ребята самостоятельно с картинки с помощью топографических знаков чертили план – схему, а потом по описанию опять же чертили план – схему. И это ещё не всё. Каждый из участников получил топографическую карту, на которой на скорость искали уже изученные топографические знаки.
Занятие по профориентации, состоящее из трёх модулей, очень понравилось и обучающимся, и учителям, которые пришли вместе с детьми, и представителям центра детского творчества, присутствовавшим на занятии.
Педагог дополнительного образования
Угожаева И.Е. |