К 75 – летию Победы в Великой Отечественной войне
Ежегодно в школе № 30 проводится неделя науки. В 2020 году неделя науки посвящена 75 – летию Победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль науки и искусства в Победе в Великой Отечественной войне». В проведении этой недели в рамках сетевого сотрудничества принимают участие педагоги Центра детского творчества.
От туристско-краеведческого направления проводила занятия педагог дополнительного образования Угожаева Ирина Елеферьевна по теме «Роль геологоразведки в Победе в Великой Отечественной войне».
Геологоразведка важна в любое время в любом государстве. Роль геологоразведки возрастает во время войны. В годы Великой Отечественной войны значительная часть выявленных в СССР запасов угля, железа, марганца, ртути и других полезных ископаемых оказалась в зоне военных действий или на временно оккупированной врагом территории. Стране срочно нужен был металл для производства танков, пушек, самолётов, снарядов и т.д. Чтобы выплавлять металл нужно было разведать месторождения железных и марганцевых руд, месторождения никеля и вольфрама, бокситов и меди и многих других полезных ископаемых. Кроме того, желательно, чтобы эти месторождения находились достаточно близко от металлургических комбинатов. Геологи выполнили свои задачи.
Известен такой исторический факт, что Гитлер велел подготовить лётчиков – смертников, которые должны были разбомбить месторождение марганцевых руд Полуночное, которое обеспечивало более 50% потребностей металлургов. Марганец был стратегическим сырьём, с его помощью очищали железную руду от вредных примесей, и добавляли в сплавы для укрепления брони.
Об этом и многом другом узнали ребята из 3-их и 4–ых классов на занятиях о геологоразведке. Интересным фактом было для них узнать, что геологи были востребованы и на фронте. Важное значение приобрели данные о проходимости местности для войск, которые составлялись с учетом условий рельефа, геологического строения, климата, гидрогеологии, характера почв и растительности. Эти сведения командованию давали геологи вместе с географами, которые также были в штате военно-геологических учреждений. Военные геологи занимались изучением инженерно-геологических и гидрогеологических условий фортификационного и дорожного строительства, водоснабжения и маскировки войск, поисками местных строительных и других материалов. На основании этих знаний устанавливались понтонные мосты, потому что капитальные были взорваны, строились дороги, которые должны были быть устойчивы и во время осеннего и весеннего бездорожья. Геологические данные учитывались и при прокладке дороги «жизни», которая помогала выжить жителям Ленинграда.
Ребята не только посмотрели презентацию и выслушали комментарии педагога, но и держали в руках образцы рудных пород, рассмотрели вблизи, только, что на зуб не попробовали. Было интересно и познавательно всем.
Педагог д/о И.Е.Угожаева |