Пятница
26 Апр 2024
20:25
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Официальный сайт МБУ ДО Центр детского творчества
Главная Регистрация Вход
"МамаПапины" уроки »
Меню сайта

МОЦ ДОД в АГО

Благоустройство

Госуслуги

Важная информация

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Зав. отделом психолого-педагогического сопровождения СДО

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

Штырц Н.А.

Ведущая деятельность в развитии ребенка

 

Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми. Что должен знать об этом родитель?

Деятельность — это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром. Качество взаимодействия родителя и ребенка во многом зависит от того, насколько родитель осведомлен о возрастных потребностях ребенка и способен понимать мотивы его поведения. Родитель также решает задачу по обеспечению ребенку полноценного общения со сверстниками, взрослыми и постоянной, активной, соответствующей возрасту деятельности.

Для каждого возрастного периода важен определенный вид деятельности, который в наибольшей степени обеспечит развитие ребенку.

Для дошкольника это игра, то есть все, что познает ребенок, он в высшей степени познает посредством игры. Через игру он научается считать, рисовать, общаться, отыгрывает роли будущего семьянина, служащего. Ребенок должен наиграться, чтобы однажды в старшем возрасте, ему не сказал психолог: «Ребенок в детстве не доиграл!» Это очень важный для психолога показатель состояния человека. Поэтому, не мешайте ребенку играть, и не думайте, что играя, он тратит время впустую! Он очень активно развивается через игру и в этом возрасте более эффективно, чем бы в любой другой деятельности. Самое важное слово, без которого детство не мыслимо, это игра. Игра очень ценна для ребенка, помогает ему осмысливать реальную жизнь, снимать стресс и напряжение, освобождаться от чувства страха, вины, гнева, страдания, агрессии. В игре ребенок учится понимать себя и других, согласовывать свои действия с другими, оттачивает свою речь.

Родитель обучает первым навыкам игры. Роль родителя абсолютна, ребенок не научится играть без помощи взрослого. И сам родитель, играя с ребенком, приобретает немало необходимых знаний о нем. Например, в игре со своим ребенком можно понять и проанализировать свои воспитательные возможности, лучше понять ребенка, увидеть мир глазами ребенка, узнать его способности. С помощью игры ребенку легче объяснять сложные вещи, восстанавливать с ним отношения.

Можно помогать дошкольнику организовать игру, а когда он разыграется безболезненно выходить из нее. Старайтесь с понимаем относиться к спонтанной и творческой игре ребенка, в этих играх он сам себе хозяин. Пусть отыгрывает в них что-то свое очень личное. Игра занимает большую часть времени дошкольника, разве она не заслуживает особого внимания?

 

В младшем школьном возрасте место игры постепенно занимает учеба. Теперь ему надо научиться учиться! Это хотя и ответственная задача, но при правильном подходе еще и очень приятная. Ребенок рождается с очень активной программой познания мира, ему все интересно, он жаден до новых знаний и до тех пор, пока неразумный взрослый не отобьет желание обучаться. Что, к сожалению, часто встречается именно в младшем школьном возрасте, когда начинается прекрасная школьная пора. Некоторые взрослые, вместо того чтобы поддерживать желания ребенка узнавать новое, получать удовольствие от приобретения интересных знаний и собственных открытий, сосредотачиваются на мало значимых мелочах, не играющих важной роли в данном возрасте. Как правило, это жесткое требование от ребенка к одежде, к содержанию школьных принадлежностей, требование только отличных оценок и т.п. Сосредотачиваясь на этих деталях под воздействием страха наказания родителей и педагога, ребенок постепенно разочаровывается в школе. А впереди еще десять долгих лет!

Отношение родителей к оценкам отдельная тема. Если оценки ребенка не соответствуют требованиям родителя, ребенок ищет пути выхода из этой ситуации. Скорее, он начинает обманывать, хитрить, чтобы остаться прилежным ребенком в глазах родителей. К тому же в этом возрасте оценка для ребенка ассоциируется с оценкой его самого как личности, если двойка, то он «плохой», пятерка – «хороший». Родитель сам заставляет ребенка бояться оценки как мерила судилища. В школе у детей резко возрастает тревожность, что сказывается на их психическом состоянии. Конечно, ребенок находится в постоянном напряжении, которое вызвано опасением получить плохую оценку. И ваше внимание к ребенку не должно зависеть от хорошей или плохой оценки. Хочется обратить внимание родителей на то, чтобы в первый год обучения родители не зацикливались на оценках, о пятерках нужно говорить, но не как о непременном атрибуте обучения, а как об оценивании труда и знаний. Тем более, требуя высокой оценки, вы невольно заставляете своего ребенка выпрашивать себе оценку у учителя. И он часто готов делать это ради вашего душевного спокойствия. Оценка очень влияет на эмоциональное состояние ребенка, поэтому к ней нужно научить ребенка относиться правильно, анализируя ситуацию. Ребенок должен ответить себе на следующие вопросы. За какие ошибки поставлена такая оценка? Какие знания необходимы, чтобы исправить ошибки? Что нужно сделать, чтобы исправить оценку? Навык анализа очень пригодится ребенку и будет помогать в разных жизненных ситуациях.

Первый этап школьной жизни является для ребенка стрессовой ситуацией еще и потому, что родители одновременно записывают ребенка в секции, студии, кружки. Расход энергии удваивается, ведь ему необходимо адаптироваться уже не к одному, а нескольким коллективам, педагогам. У ребенка совсем не остается времени на передышку. В течение первого года учебы ребенок очень нуждается в поддержке и в похвале. Ведь ему необходима уверенность в себе, у него складывается свой собственный взгляд на себя, он только начинает выстраивать свои отношения, учится дружить. Помогите ему получать удовольствия от знаний!

Подростковый возраст связывают со временем активного общения, с чувством первой «детской» влюбленности. Это время, когда ребенок должен надежно укрепиться в среде сверстников, более осознанно сделать правильный выбор друзей, выйти практически на равный диалог с учителем, с родителем. Ему необходимо ощущение взрослости. Он легко «выходит из себя», если его все еще опекают как маленького. У родителей, к сожалению, очень часто весьма примитивные представления о переживаниях подростка. Поэтому теряется драгоценный для обеих сторон контакт. Постепенно происходит переориентация общения с родителей и педагогов на сверстников.

Среда сверстников обеспечивает эмоциональное благополучие и самоуважение. Конфликтные, неблагополучные отношения со сверстниками, навсегда могут «выбить почву из под ног» взрослеющего человека.

Подростковый возраст – это проверка человека на прочность. Подростку нужно научиться «держать удар» среди сверстников. Это достаточно жестокая среда. Чтобы постоять за себя подростку понадобятся не только хорошая физическая форма, но и четкая оценка ситуации, чувство юмора, находчивость, хитрость, избирательность в дружеских привязанностях и многое другое. Среда подростков – сверстников очень быстро обнажает и хорошие и плохие черты ребенка и быстро «выносит приговор». Если вы не дружите со своим ребенком, значит он одинок и несчастен. Не смотря на то, что подросток чуть отдаляется от родителей, часто идет на конфликт с ними, он крайне нуждается в их поддержке. Родителям надо помнить, кто примет подростка таким, какой он есть, тому он будет благодарен и с тем он и останется рядом.

Основная проблема у подростков, проблема общения с родителями. В этот период все семейные скрытые проблемы выплывают наружу, каждый член семьи проверяется на стойкость и психологическую зрелость. Родителям срочно надо менять манеру общения со своим подростком, это уже не малыш. Многое из того, что запрещалось ранее, теперь должно перейти в категорию личной ответственности подростка. Почему-то, предоставление ребенку самостоятельности - это испытание для родителей. Нужно стараться избегать обвинений, а свои требования превращать в желания подростка и задавать вопросы так, чтобы ему не хотелось молчать и убегать от вас. С подростками нельзя быть навязчивыми. Подросток не просто дистанцируется от родителя, он сопротивляется приказам, некорректным замечаниям, назойливости, опеке. Полное подчинение было вчера, сегодня он «вырос» и все вокруг должны принять его «взрослую» игру. Он немного разочарован вами, это нормально для такого возраста. Не ведите себя так, чтобы подросток утвердился в мысли, что родители стары как мир и никогда не способны понять его.

Общение также включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности. Для психологического удовлетворения подростку нужно быть в «тусовке», как все, и также он испытывает потребность остаться наедине с собой, поразмышлять о своем внутреннем мире. Подросток очень много копается в себе, он знакомится с собой взрослым. И эта часть общения с самим собой очень важна. Подростку не нужна самовлюбленность, ему достаточно нескольких минут в день самолюбования перед зеркалом. Он решает, что делать дальше со своей внешностью. Ему необходимо самоуважение, нужно понять и принять себя. Без самоуважения не придет уверенность.


Вход на сайт

bus.gov.ru

ОПРОС

Росреестр

личный кабинет

ПОРТАЛ

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

"Голос доверия"

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz